Охота за голосами

Российский славный птах

Погасла за лесом догоревшая алым пламенем майская заря. На темнеющем небе начали зажигаться первые звезды. Уже давно затих многоголосый птичий хор. Лишь дрозды, да зарянки-полуночницы, утомленные дневной суетой гнездового периода, теперь нехотя высвистывают из тёмной громады леса отдельные строфы своих замечательных песен. Поделенные территории больше не требуют охраны невидимых границ и птицы уже не распаляются так, как всего несколько недель назад, когда в каждой ноте слышался боевой задор, вызов сопернику-соседу. Теперь пение большинства можно услышать лишь по утрам, да на вечерних зорях, когда птицы получают небольшую передышку в бесконечных заботах о подрастающем потомстве. Хотя и эти скромные голоса приглушает недавно появившаяся листва, в которой теряются все звуки. Лишь певчему дрозду, выкрикивающему с вершины любимой сосны свои колена-слова на сотни метров в сгущающуюся темноту, нипочём никакие преграды. Но и он уже не устраивает былых концертов, уходящих за полночь, а смолкает с каждым днём всё раньше. Его время проходит и “хозяин леса” уступает место новому певцу, своему извечному сопернику – соловью, который действительно словно подменяет собой замолкающего мастера. Пение соловья очень схоже с дроздиным. Оно столь же звучно и мелодично, хотя и не так громогласно. Каждое колено отделено чёткой паузой, но никогда не повторяется несколько раз подряд, как у дрозда. Впрочем, соловьиная песня знакома каждому, хотя бы понаслышке. Известность его настолько велика, что несведущие люди по незнанию величают соловьем любую хорошо поющую птицу. А те, кому довелось слушать настоящего соловья в лунную майскую ночь, навсегда остаются поклонниками серенькой птахи.

Не удивительно, что соловей издавна занял почетное место в коллекциях любителей певчих птиц. Содержание соловьев в неволе – одна из старейших традиций русского народа. Из покон веков клетка с соловьём служила украшением трактиров, купеческих домов, да и простых крестьянских избушек. К сожалению содержание соловьёв, да и других певчих насекомоядных птиц, сейчас идёт на убыль. Занятость современного человека, ежедневная суета лишают его возможности в полной мере насладиться голосами пернатых, нуждающихся в особом уходе. Всё чаще их вытесняют попугаи, канарейки, амадины и другие птицы, не требующие на себя так много времени.

Но и сейчас найдутся такие люди, в чьих комнатах среди зимы, когда за расписанным морозом окном завывает метель, рассыплет частую “дробь” соловей, загогочет “лешевой дудкой”, подхватит “кукушкиным перелётом”, заставляя сердце биться чаще, напоминая о весне, ночном шёпоте листвы, запахе цветущей черёмухи. Ради одной такой минуты стоит пройти десятки километров в поисках желанной птицы, часами ждать её на току, терпеть жгучие укусы рыжих лесных муравьёв, добывая их “яйцо”, просыпаться с первыми лучами солнца, чтобы приготовить корм для привередливого питомца, который обязательно вознаградит за заботу своим пением.

Но добиться от соловья полнозвучной песни зимой очень не просто. Птицы запевают в лучшем случае к марту, а большую часть года упрямо молчат. Поэтому многие любители держат соловьёв только в летне-весенний период, когда они интенсивно поют, а к осени выпускают. При этом основное внимание уделяется выбору птицы. Приобретя соловья, потерявшего весенний запал из-за несвоевременной поимки или неправильного содержания в первые недели, сезон можно считать потерянным – времени на замену птицы попросту не остаётся. Не стоит ждать выдающихся песен и от соловьев-первогодок, которыми часто торгуют нерадивые птицеловы. Поэтому при возможности лучше попытаться поймать соловья самому. К тому же дело это не слишком хлопотное и под силу даже начинающему любителю-птицелову.

Первые соловьи, в зависимости от погоды, появляются в конце апреля - начале мая и уже через несколько дней начинают петь. Спустя неделю – другую появляются самки и ловлю соловьёв прекращают. Обычно, прежде чем сделать выбор, опытный охотник прослушивают с десяток птиц. В “соловьиных” местах это сделать не сложно: птицы поют в сотне метров одна от другой. При тесном соседстве соловьёв их пение звучит почти круглые сутки, а занимаемые ими участки значительно меньше, чем у певцов-отшельников, что существенно облегчает охоту. Любое нарушение границы участка сразу же пресекается хозяином территории. Песенная дуэль быстро перетекает в жестокую потасовку.

Однажды такая агрессивность токующих соловьёв едва не стоила мне первоклассного певца… В начале мая я больше недели бродил по “соловьиным угодьям”, и никак не мог выбрать птицу по душе, пока на излучине старой речки не услышал чудесную по строю и звучанию песню. Соловей пел по всем “правилам”, начинал “почином с оттолчкой”, произносил колена с ровными паузами, сильно, отчётливо. Выслушал я его только под вечер. Казалось, что птица уже перебрала весь свой репертуар, показала всё, на что способна, как в тоже мгновение вставляла в песню что-то новое. “Дроби”, “раскаты”, “клыканье” и “пленкание” гармонично сменяли друг друга. Всё это скрашивалось “Юлиной стукатнёй”, “сеялкой”, “водопойной россыпью”. Так, зачарованный чудесной мелодией, я и простоял на берегу реки до поздней ночи...

Продолжение рассказа Афанасия ВЕЛЕСА о соловьях Вы можете прочитать на сайте "Охота за голосами" (http://ohotagolos.ru/hunter-stories/rossiiskii-slavnii-ptah)

0
Ваша оценка: Нет