ЩЕГЛЫ

В погожий январский день, какие иногда бывают на Южном Берегу Крыма, я отправился на рынок. Под растущими вдоль тротуара большими платанами насыпана желтая шелуха. Значит, кто-то кормился их семенами. Чаще всего это небольшие стайки черноголовых щеглов. Когда я проходил под одним из платанов, прямо мне под ноги из густого кустарника выскочил щегол. Птица пыталась взлететь, но могла только слегка подпрыгивать. Рядом запричитала проходящая девушка – «бедная птичка, ее же съедят кошки» Поймать щегла было совсем нетрудно. Это оказался крупный, ярко окрашенный самец. Я осмотрел его – крылья целые, переломов или других видимых повреждений нет. Пришлось возвращаться с птицей домой. Посадив щегла в отдельную клетку, поставив кормушку и поилку, я долго наблюдал, примется ли щегол за корм и воду, но птица сидела на жердочке, ни на что не реагируя. Я уже решил, что щегол погибнет, но он к концу дня осторожно спустился по решетке клетки к кормушке и стал есть. Так у меня появился еще один питомец. Заурядное событие. Я знаю много случаев, когда птиц попавших в беду подбирали люди. Иногда, не зная ничего о содержании птиц в неволе, они сажали птицу в какую-нибудь коробку, насыпав в нее пшена или крошек хлеба. Выживали такие птицы очень редко. На этот раз щеглу просто повезло, раз он выпрыгнул под ноги именно мне, так как во всем городе никто кроме меня не содержит диких птиц. Когда птица освоилась, я выпустил его в общий садок, теперь он ловко передвигается по сетке. Чувствует себя отлично.   

В детстве мы с друзьями примитивными снастями ловили и выпускали воробьев, зимой устраивали кормушки. Летом, лежа во дворе на травке, с удовольствием наблюдали за черными стрижами, которые гнездились в нишах от выпавших камней глухой задней стены двухэтажного «болгарского» дома, как его называли. Однажды на улице мы услышали красивое птичье пение. Присмотревшись, увидели на старой акации яркую красивую птицу. Акация эта росла на улице Куйбышева. Улица была довольно оживленная, с одной стороны был штаб пограничных войск, мимо гнезда часто проходили строем солдаты, с другой стороны было управление водоканала, место тоже не тихое. Проходили машины (конечно, их в то время было гораздо меньше). Однако, птица, это был черноголовый щегол, как мы узнали позже, не обращая ни на кого никакого внимания, распевал свои песни. По утрам мы, несколько мальчишек, приходили к акации, усаживались на заборе водоканала и наблюдали за птицей. Вскоре кампания наша сильно уменьшилась, многим ребятам это занятие наскучило, осталось нас только двое. Зато мы увидели в ветвях маленькое гнездышко, в котором сидела другая птица. Пара щеглов выводила свое потомство. И тут мы решились на авантюру. Нам страстно захотелось иметь дома такую птицу. Поймать взрослого щегла мы и не мечтали, а вот взять подросших птенцов и выкормить решили попробовать. У меня уже был некоторый опыт. Мы с моим старшим братом выкармливали насекомыми выпавшего из гнезда птенца стрижа. До сих пор меня удивляет, что стриж этот не погиб, а когда он подрос, мы подбросили его во дворе и птица улетела. Наконец, мы решили, что пора доставать щеглят из гнезда. Поздно вечером, когда улица опустела, и можно было залезть на освещенное фонарем дерево, не боясь получить по шее от какого-нибудь прохожего, я полез на акацию. Гнездо было уже совсем близко. В нем, прижавшись друг к другу, сидят уже оперившиеся птенцы. Осталось только протянуть руку и взять щеглят, как вдруг они выскочили из гнезда и, прыгая с ветку на ветку, расселись по всему дереву. Пришлось спускаться с дерева ни с чем. Мы сильно переживали, думая, что погубили птенцов. Однако они не погибли, родители успешно их докормили на ветвях дерева. Так прошло мое первое знакомство со щеглами.

        У меня всегда жили дома щеглы. Одни просто переживали у меня зиму, некоторые жили по многу лет. Особенно мне запомнился один щегол, который радовал меня своим пением пятнадцать лет. Состарившись, птица настолько одряхлела, что боялась даже прыгать с жердочки на жердочку. Прежде, чем прыгнуть, она долго «топталась» на одном месте, примерялась, и только после этого прыгала. Вскоре щегол стал перебираться на жердочки по прутьям клетки. Однажды я заметил, что птица как то странно себя ведет. Присмотревшись, я узнал, что щегол ослеп на один глаз. Вскоре он перестала видеть и другим глазом. Осторожно спускался слепой щегол на дно клетки, довольно быстро находил кормушку или поилку и снова забирался на жердочку. Так и прожил у меня слепой щегол еще год. И самое удивительное то, что слепая птица продолжала петь.

        Еще одна забавная история со щеглом. После того, как я прочитал книгу Беме «Жизнь птиц у нас дома», мне очень захотелось научиться ловить птиц клеем. Раздобыть канифоли и льняного масла было нетрудно, а вот сварить клей оказалось не так просто. Родители строго запретили варить клей в доме. Пришлось варить его на костре. У меня ничего не получалось, клей то закипал, то пригорал, а однажды просто загорелся. Однако я не сдавался и после многих попыток клей все-таки удался. Рано утром, взяв клетку с манным щеглом, клей, прутики, я отправился на ловлю. Не хватало только стебля подсолнуха – репуха, но где его найдешь в городе. Вместо него я приспособил небольшую ветку. Вот она установлена, прутики намазаны и прикреплены к ветке, клеточка со щеглом поставлена рядом. Ждать пришлось недолго. Несколько волнующих птицелова звонких позывок моего щегла и небольшая пролетающая мимо стайка развернулась и полетела к моему заманку. Заветные мгновения, надежда, нетерпение, страх, что улетят и разочарование – птицы заметили намазанный на прутики клей и улетели. Так продолжалось все утро. Птицы пугались клея и улетали. Настроение ужасное, столько намучиться с этим клеем и такая неудача. Но вдруг один из улетающей стайки щегол, поддавшись на призывные крики моего заманка, отделился от стайки, вернулся и сел на намазанный клеем прутик. Я растерялся, прилип он или нет? Бежать к нему, а вдруг он плохо приклеился и улетит? Щегол тем временем пытался освободиться от клея. Освобождал от прутика одну ногу, поднимал ее так, чтобы оборвались нити тянувшегося за ней клея, снова хватался ею за намазанный клеем прутик и начинал освобождать другую лапку. Как зачарованный  я некоторое время наблюдал за ним, затем не выдержал, выскочил из укрытия и кинулся к щеглу. Наконец, он у меня в руках. Осторожно засыпаю прилипший клей золой из костра. Несколько способов правильного приготовления птичьего клея я узнал много лет спустя, однако больше птиц на клей не ловил.

        Прошло много лет. За это время я ловил много разных птиц. Работая в заповеднике, ловил их не только для удовольствия, но и для кольцевания и изучения. Летом и осенью ловили птиц паутинными сетями на водопоях, зимой - на прикорме. Но больше всего мне нравилась осеняя ловля с манными птицами. Однажды, мы с одним знакомым любителем птиц выехали на ловлю в северные предгорья. Паутинку установили на пустыре, заросшим сорняками и небольшими кустиками, между двумя дачными массивами. Сюда на кормежку прилетали стайки щеглов и коноплянок. Ловля шла вяло. Птиц было немного. Мы решили обойти и осмотреть пустырь. Отойдя от сети, мы наткнулись на кормящуюся на сорняках огромную стаю щеглов. Раньше мне таких больших стай видеть не приходилось. Мы стали осторожно подгонять щеглов к сети. Манные птицы просто заливались. К нашему удивлению стая не взлетела, а перепархивала по сорнякам и кустикам. Было такое впечатление, что стая текла в сторону сети. Когда передовые птицы попали в сеть, стая разделилась и как бы обтекала сеть справа и слева. Средняя часть путалась в сети. Вскоре стая, так и не взлетев, по сорнякам ушла в сторону. Мы стояли ошеломленные небывалым зрелищем и редким уловом. Вся сеть была в запутавшихся щеглах. Долго мы после этого выбирали щеглов из сети, сажали в кутейки, затем, измеряли,  кольцевали и отпускали на волю.

условия перепечатки: 
Перепечатка возможна с обязательной активной ссылкой на материал
5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голоса)