ПРО СНЕГИРЯ... более 100 лет назад.

Сколько лет работаю с интернетом... и все не перестаю удивляться! Всякий раз находишь такую информацию, что начинаешь жалеть о уходящих годах и упущенных возможностях... Еще лет 20 назад, чтоб собрать информацию для статьи необходимо было годы проводить в поле или неделями сидеть в библиотеках, и еще не каждую книжку можно было найти, а бывало еще сложнее получить к ней доступ... А теперь... стоит только чуть-чуть пошевелить руками и перед тобой, прямо в твоем компьютере редчайшие и раритетные издания, и фотографии со всех частей света...

И вот в очередной раз, перелистывая фолианты, я обнаружил очередной шедевр и был в полном ауте от прочитанного. Поэтому не мог не поделиться этим с вами... Поражает и то, что материал не авторский... а у книги есть только ... составитель. Зато какого качества информация - судите сами. Вот главка только про снегиря, все набрано как в книге, с сохранением колорита исходного текста с особенностями правописания того времени, но без специфической символики, отсутствующей в современном алфавите...

 

3128

Обыкновенный снигирь, Снегирь, Жулан, Свистун, Краснозобик (Pyrrhula coccinea, Gimpel (Dompfaff), Bouvreuil ordinaire).

Снигирей наверное многие видели зимой. Если в ясный декабрьский или январский день отправиться в рощицу, парк или в большой сад, то на кустах сирени, на рябинах можно увидеть великолепную картину: на покрытых беловатым налетом инея ветвях спокойно сидят, нахохлившись, довольно толстые птички, с черными шапочками, опущенными вниз черными крыльями и ярко-красным низом, эффектно выделяющимся на общем снежно-белом монотонном фоне зимняго ландшафта. В Петрограде ежегодно можно видеть снигирей зимою на кустах и деревьях в Александровском саду; в Москве их также видят каждую зиму в некоторых садах и даже на бульварах. Наблюдать снигирей тем удобнее, что, по свойственной этим птицам доверчивости, они подпускают к себе довольно близко, если только у них есть под рукой корм, то они сидят на одном месте и, не торопясь, кормятся по целым часам. Птицы при этом слегка подергиваются и тихо переговариваются своим флейтовым свистом: "трюм, трюм".

Самец-снегирь - очень красивая птица. Верхняя сторона головы, затылок, часть горла около клюва, хвост и крылья черные с синеватым металлическим блеском; спина синевато-серая, крестец и задняя части брюшка белые; остальныя нижния части яркаго светло-краснаго цвета; на крыльях две серовато-белыя полоски. Длина нашего севернаго снигиря около 7 дюймов, размах крыльев 11,5 дюйма.

Во время зимних кочевок снигирей наблюдать легко; напротив, в период их гнездования это довольно трудно. В средней России пролетныя стаи появляются около половины октября, но тогда оне мало обращают на себя внимания; зато позднее, когда выпадает снег, стайки этих птиц, усыпавшия собою голые кусты и деревья, видны уже издали.

Любимым местопребыванием их в это время являются лесныя опушки, сады, огороды, а в степных и луговых местностях - бурьяны и т.п.

Бывают годы, когда снигири в больших количествах появляются в садах и парках даже больших городов. Тут они кормятся целый день косточками рябины и других ягод, а с наступлением ранних зимних сумерек улетают ночевать в лес.

На следующий день, как только станет светло, стайки опять вылетают на более открытыя места, чтобы кормиться, и так, изо дня в день, проходит зима. С первыми лучами весенняго солнца стайки снигирей начинают понемногу подвигаться к северу, к местам своего постояннаго гнездования.

В южной России отлет начинается в конце февраля и в это время самцы начинают петь; спустя немного времени им начинают вторить самки, которые поют весьма усердно и старательно, но гораздо хуже самцов.

Пение снигиря состоит из тихаго скрипа, в котором слышны два, три глухих флейтовых свисточка.

Возвратившись на свою родину, стайки разбиваются на пары, которыя, наконец, скрываются в лесах и в густых парковых насаждениях. Гнездо строится на соснах, березах, обыкновенно на незначительной высоте над землей, или в развалине ветвей высокаго куста, или на боковой ветке у самого ствола; оно всегда свито довольно искусно из тонких прутиков, корневых нитей, лишаев, выстлано волосами и т.п. Самка высиживает одна, а самец ее в это время кормит. Птенцов родители кормят сначала насекомыми, а потом молодыми побегами растений и различными семенами, размягченными в зобу. Молодые снигири дольше других птиц обнаруживают замечательную безпомощность; поэтому после вылета птенцов родители еще долго водят их на помочах.

На своей родине снигирь питается семенами деревьев и трав; между прочим он поедает не мало насекомых. Осенью и зимою он ест зерна многих ягод, которыя он с большою ловкостью отделяет от мыкоти. Сосновыя и еловыя семена он не может хорошо доставать из шишек, между тем как щур, благодаря крючкообразному окончанию верхней челюсти, делает это без особаго труда. Снигирю же приходится подбирать сосновыя и еловыя семена на земле. Тут он скачет довольно неуклюже.

Ловят снегирей осенью, когда они прилетают с севера; их кроют сетями на общих ягодных точках и по снегу уже на особых зимних точках, устроенных на просеках вблизи леса, с заводными на присадах и подвязанными под сетью. Таким образом, снегирей можно покрыть в любом месте. Кроме того, снегирей ловят и в западню, в которую сажают ручную самку, а в западки посыпают коноплянаго семени; кроют их также лучком с заводною, или же без нея - на семена.

У нас снигирей держат в клетке из-а их красоты и кроткаго доверчиваго характера; снигири быстро ручнеют и привязываются к своему хозяину, так что их, подобно чижам, можно выпускать в сад и т.д. В отдельной клетке снигирь довольно скучная птица, так как не любит движений, часто сидит нахохлившись и поскрипывает себе вполголоса. Но в общем садке, благодаря его миролюбивому нраву, он очень мил.

В продаже, кроме обыкновенных наших "безталанных" снигирей, можно найти еще ученых, умеющих насвистывать свои симпатичным флейтовым голосом одну или де небольшия песенки. Эти ученые снигири, о которых уже упомянуто выше, прибывают в Россию из Тюрингена, откуда особые торговцы увозят ежегодно сотни молодых снигирей в Берлин, Варшаву, Петроград, Амстердам, Лондон, Вену и даже Америку.

У немцев слово "снегирь" (Gimpel) обозначает глуповатого человека, что заставляет предположить о глупости этой птицы. Слов нет, снигирь - существо безобидное, доверчивое, но глупость его далеко не так велика, как глупость клеста. Если бы снигирь, действительно, был так глуп, как думают, то как мог бы он научиться так хорошо насвистывать песни и вообще повторять и запоминать все то, что долетает до его уха. Благодаря хорошему музыкальному слуху и благодаря способности издавать флейтовые чистые звуки, снигирь попал в число заслуживающих внимания певчих птиц. По своей способности воспроизводить слышанные им мотивы снигирь превосходит и канарейку, и соловья.

Был такой случай.

В большом общем садке между прочими птицами находились: молодой снигирь и молодая канарейка. Последняя громко пела, а снигирь внимательно слушал ее. Наконец, когда он запомнил все колена, то сам начал петь и через некоторое время достиг совершенства. Пел этот снигирь довольно громко и уверенно.

Еще большую смышленность снигирь выказывает, когда начинает выучивать какую-нибудь песню от человека. Снигиря следует учить петь, когда он еще молод; для этого его вынимают из гнезда, как скоро заметят, что у него выросли маховыя и рулевыя перья; кормить вынутаго из гнезда птенца следует размоченною булкою или сухарем, или размоченным репным семенем; выкармливание это, очевидно, производится руками и продолжается до тех пор, пока снигирь сам начнет клевать предлагаемыя ему семена. После этого можно уже начать насвистывать ему ту песнь, тот мотив, который он должен выучить. Для большаго поощрения снигиря приветствуют поклонами, нежно называют его имени и вообще выражают ему свою любовь словами и жестами. Вместо того, чтобы самому насвистывать избранную песнь, некоторые советуют наигрывать не флейте, и уверяют, что снигирь и таким способом хорошо научается свистеть. Но знатоки этого дела утверждают, что флейта не может заменить хорошаго свиста человека, главное искусство котораго состоит в том, чтобы он, по возможности, чисто и всегда равномерно в одном тоне выполнял избранную мелодию. Для достижения хорошаго результата необходимо постоянно поддерживать в птице внимание и интерес к урокам, а также сохранить раз произведенное на него влияние, для чего надо обладать чисто немецким терпением и настойчивостью. Учить снигирей петь под шарманку не годится, так как они будут передавать мотив с тою тоскливою монотонностью, которая свойственна этому инструменту. Дело в том, что ученые снигири не позволяют себе ни малейшаго отклонения от слышанного: они передают не только мелодию, но и тон, и тэмбр.

Однако, несмотря на старания учителя, на соблюдение всех предосторожностей, только некоторые ученики передают мелодию верно, без ошибок. Многие снигири начинают насвистывать колено совершенно верно, но на полдороге оборвут его, запоют вдруг по своему или совершенно не в том тоне, и в конце концов запнутся. Но случается также, что труды учителя увенчиваются полным успехом: снигирь так чисто, так отчетливо выполняет все колена песни, что поневоле заслушаешься.

Разводить снигирей в неволе довольно трудно. Трудно собственно ухаживать за птенцами, вскормить их. Дело в том, что снигири-родители нередко морят с голода своих птенцов, вследствие своей нерасторопности, неповоротливости и флегмы. Хр. Л. Брэм рекомендует вскармливать молодых снигирей самкою другой птицы. Обыкновенно для этой цели берут самку садовой славки (см. гл. VI), которую вынимают из ея гнезда и сажают на гнездо снегирей, как только птенцы вылупятся из яиц; законных родителей, конечно, пересаживают в другую клетку. Славка, лишившись собственных детей, усердно принимается кормить снигирей.

 

условия перепечатки: 
Перепечатка возможна с обязательной активной ссылкой на материал
5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (6 голосов)