История о том, как я познакомился с этой птицей и версия того, как она получила свое название.
Довольно рано я столкнулся с проблемой видового определения птиц, которые встречаются в нашей местности. Это было так давно, что еще не существовало интернета, а о компьютерах мы даже не мечтали, не зная об их существовании… В то время книги были почти единственным источником информации о пернатых. Однако, и это было большой роскошью в удаленной от столичной жизни местности, где располагался мой родной город Иркутск.
Когда-то, в былые времена, этот город считался центром Восточной Сибири, территория влияния которого включала Якутию и весь российский Дальний Восток, а наука находилась на передовых позициях по стр
ане еще с середины позапрошлого века. Но ко времени моего детства Иркутск все больше уступал пальму первенства молодым соседям.
За все это время очень много известнейших ученых работали в Иркутске. Одни отсюда начинали свои путешествия, другие даже получали финансирование для своих исследований в Китае и на Дальнем Востоке… Известный всему миру М. Пржевальский тоже начинал свое первое путешествие именно отсюда, да еще с большим скандалом, связанным с плагиатом в использовании результатов его исследований. Однако, все знания о природе и вообще данные по любой научной деятельности все-равно стекались в Москву, или значительно дальше, где и публиковались, как это было раньше принято, на латыни. А вот обратно, в виде готового продукта, эти издания возвращались крайне редко. Ну а то, что попадало в наши библиотеки, хранится теперь в фонде редких книг, доступ к которому получают только избранные ученые.
Это я все к тому, что в детстве приходилось получать информацию о птицах из любых источников. Телепередачи, учебники, открытки, но лучше всего байки птицеловов, которые могли поделиться своим опытом в ожидании первой продажи птички, стоя у прилавка на рынке. Когда же это «счастливое» событие случалось, то разговор оживляли горячительный напиток, который вскоре покупался на вырученные деньги и был очень даже кстати морозным воскресным утром… Тем не мене, и этот «кладезь знаний» был не безграничен.
Прошло очень много лет прежде, чем я узнал, как называется любимая мной птичка с яркой желтой грудкой и красивой, мелодичной песенкой. Голуби, воробьи, стрижи, ласточки, и даже горихвостки и трясогузки уже имели свои имена, но эта птичка все-еще значилась у меня «пеночкой-теньковкой» - той птицей, в фотографии которой я нашел сходство с моим объектом. Об этой птице я знал уже почти все еще в 6-м классе. Как выглядят самцы, чем отличаются самки, где располагаются гнезда, сколько яиц в кладке и как они выглядят. Доходило просто до виртуозных ситуаций, когда я так хорошо запоминал расположение гнезд и знал характер поведения этих птичек, что мог ловить их руками, только для того чтобы покрасоваться перед девчонками. Все это было возможным лишь благодаря тому, что все лето, куда бы я ни поехал за город, везде встречал моих «неопознанных» знакомых. Их было настолько много, что окрестные луга звенели от их мелодичных песен, перекрывая стрекотание кузнечиков.
Только в 9-м классе, когда я впервые попал на биолого-почвенный факультет нашего университета и познакомился с орнитологами, мне удалось разгадать эту загадку. Птицы, в окружении которых я вырос, называются кашей в сочетании с особым видом лесной растительности, совершенно не встречающимся в Сибири… Овсянка дубровник или просто дубровник не перестала быть загадочной для меня даже после обретения своего имени. Если с первой задачей удалось справиться через четыре года, то следующая тайна мучает меня и сегодня.
Мне было понятно, что группу птиц, питающуюся семенами злаков, еще можно назвать одинаково с ее едой, но дубровник… Насколько мне удалось узнать, на большей части своего ареала эта птичка практически не встречается там, где растут дубы, но и в принципе старается избегать любые лесные массивы. Даже во время пролета дубровников можно встретить лишь в небольшом кустарнике, среди полей или в долинах рек. Тем более, во время гнездования если и встречаешься с этой овсянкой в лесочке, то обязательно на поляне, которая часто используется для заготовления сена или выпаса скота. На немецком языке дубровник так и называется пастбищная овсянка Die Weidenammer. Англичане назвали эту птицу еще проще – желтобрюхой овсянкой, а французское и латинское названия однокоренные со словом, обозначающим 79-й элемент периодической системы Д. Менделеева – золото.
Наверное, именно поэтому я нисколько не удивился, когда обнаружил
очень похожее название на русском языке – золотистая овсянка, в книге 1866 года издания «Естественная история птиц Оренбургского края», написанной профессором Императорского Казанского университета Эдуардом Эверсманном. Это была третья книга из серии, опубликованная уже после смерти автора и подготовленная к изданию другим М. Богдановым, в последствие тоже известным орнитологом, а тогда еще студентом того же университета. Это, пожалуй, был один из первых многотомных трудов о природе России опубликованных на русском языке и, как ни странно, не в Москве или Петербурге, а в Оренбурге и Казани. Хотя, неожиданно для меня, в этой книге дубровником называли… садовую овсянку.
Упоминание об этом я нашел и в книге Н. Холодковского и А. Силантьева о птицах Европы. Там же приводятся и другие русские названия дубровника – луговой или желтый болотный воробей, что гораздо ближе к особенностям окраски и биологии этой птицы. В других книгах были и более поэтичные русские названия этой птицы, например, стренатка чернолицая.
Но если в дальнейшем в русской литературе стало употребляться только немецкое – садовая овсянка, в отношении этого вида, то остается только догадываться, откуда появилось название у дубровника и стало настолько общеупотребимым, что используется и по сей день. Конечно, если это все-таки как-то связано с дубом, то почему именно дубровник, а не дубравник?
Разбираясь дальше в этой запутанной истории, я решил обратиться к толковому словарю за значением интересующего нас слова… Увы, современные издания знают только два его значения: птица, семейства овсянковых, и город-порт в Хорватии на берегу Адриатического моря. Название этот город получил по месту его расположения в обширных дубовых лесах, произрастающих на побережье.
Вроде опять все сводится к тому же дереву, но если еще немного порыться в интернете, то можно наткнуться и на третье значение этого слова. Его значение, казалось бы, «лежит на поверхности» и гораздо ближе к традиции называть птичек по их еде. Дубровник – это еще и группа растений, трав, полукустарников и даже кустарников, принадлежащих к семейству губоцветных. Теперь получается, что одна из птичек, родственница той, что питается овсом, хотя и тоже овсянка, но в ее рационе преобладают семена совершенно другого растения именуемого дубровник. По той же логике, как и в предыдущем случае, эту птицу и назвали, так же как и ее пищевой объект!
Вот вроде бы и все сошлось, но… не тут то было. Вряд ли, кто из моих предшественников и современников, видел и даже писал, о такой особенности этой птицы. Да и само растение настолько богато яркими красками сиреневых цветов, что овсянка дубровник, скорее всего, не стала бы даже вить гнездо под прикрытием такого растения.
Тем не менее, если углубляться и дальше в эту версию, то выясняется, что многие травянистые растения средней полосы России носили народное название дубровка. Этот термин хоть и не прямой, но более распространенный и чаще применяемый в славянском мире, вот только с каким именно растением оно связано уже вряд ли получится узнать.
Нет, конечно, выяснить-то можно какие растения так назывались раньше, но вот какое именно из них дало название птичке установить будет довольно затруднительно. Да и причина такого названия может быть и не в том, что эта птица питалась семенами этого растения, а может просто пряталась в его зарослях. С другой стороны, все может быть совсем по другому – просто эта овсянка такого же золотого цвета как и его цветы… К такой версии подходит, например, лапчатка. Ее органы размножения, коими являются цветоносы, ярко желтые, а семена, к тому же, едят многие виды птиц. Лапчатка прямостоячая чаще всего встречается на сыроватых лугах, вырубках, лесных опушках и пастбищах. На территории России произрастает от Калининградской области до Алтайского края, в общем именно там, где дубровник обитает и получил свое название.
Да и других вариантов может быть множество. Возможно, что даже кто-то уже знает ответ на эту загадку, но мне пока приходится только гадать, продолжать искать ответ или ждать, что тот, кому это уже известно, и нам откроет истину.
Иркутск, 2015
условия перепечатки:
Перепечатка возможна с обязательной активной ссылкой на материал
Сушеный мокричник - как дополнительный...
Канарейка лондон фэнси: миф или реальн...
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СНЕГИРИ
Канарейка лондон фэнси: миф или реальн...
Не всякая белая птица – альбинос