Как и в любой охоте, успех фотографирования птиц зависит от наличия качественного оборудования, умения им пользоваться и самое главное от знания самого объекта охоты. Когда ты хорошо разбираешься в поведении птиц, знаешь, как найти с ними общий язык или просто «запудрить им мозги», сокращая расстояние для съемки – значит ты уже во многом «профи», которому осталось только подружиться с фотоаппаратом.
Существует множество приемов для получения качественного фото любимой птицы. Каждый метод зависит от целей съемки, ее объекта и наличия фототехники. Можно просто фотографировать то, что видишь, тогда фотоаппарат всегда должен быть под рукой, или специально готовиться к съемке, создавая самостоятельно условия для этого. Для кого-то это обыкновенная кормушка перед окном, кто-то размещает корм в более привлекательном в эстетическом плане месте, с хорошим (или поставленным, профессиональный термин) освещением и специальным укрытием для съемки.
Если надо получить качественные фотографии, то чаще к съемке надо приготовиться. Иногда можно использовать вообще экзотический прием, проведением съемки в студии, специально оборудованной для этого, с установкой декораций, имитирующих естественную среду. Одно перечисление приемов съемки, наверное, может занять кучу времени, как если бы описывать существующие способы поймать птицу. Но, на мой взгляд, самое важное – это правильно выбрать фотоаппарат.
Фотооборудование. Каждый в своей жизни сталкивался с ситуацией, когда бы он мог сказать: вот если бы у меня был фотоаппарат…. Иногда жалеешь, что у тебя не было даже «мыльницы»…. Но то, что было… уже было… А чтоб такого больше не было я выбрал технику на все случаи жизни. Из чего я исходил. Технические характеристики фотоаппаратов довольно сложны для понимания, особенно у цифровой техники. Можно сравнивать разные марки и их доступность, ассортимент съемного оборудования, цветопередачу, разрешение и размер матрицы, вес и конечно, «скорострельность», но… пробуя разные фотоаппараты (и свои, и чужие), я понял что надо выбирать между Никоном и Кэноном. И остановился на втором, причин было много (все не перечислишь).
Далее, выбираем самый дешёвый вариант полупрофессиональной линии зеркалок - 40D (конечно каждый год появляется больше разных моделей, но, чем больше матрица и ее разрешение, тем лучше – возникает вариант расширения возможностей оптики) . Скорость съемки тоже учитывалась – в среднем 6 кадров в секунду это уже неплохо. Далее, система записи кадра RAW при ручной съемке – тоже замечательно. Этот вариант расширяет возможности «мастера» с "кривыми руками" – позволяя почти без потери качества корректировать бракованные снимки.
Теперь оптика. Для этого фотоаппарата можно подобрать 3-4 типа длиннофокусных (теле-) объективов. Первая группа – не «родные», то есть другого производителя… Кому как, но и с ним можно хоть что-то сделать, хотя у меня из-за этого фотоаппарат (двигатель) ломался дважды. Объективы фирмы производителя: два варианта – с переменным фокусным расстоянием и нет. Если фотать только птиц, первый вариант (более дешевый) - может устроить, но для чего-то большего хочется динамики (смена объектива в полевых условиях не приветствуется и это долго). Теперь еще «вилочка»: оптика бывает просветленной или нет. Как это делят профессионалы - я не знаю, но для съемки птиц лучше брать объектив с повышенной светосилой линз, эти объективы маркируются буквой L. Важна и максимальная диафрагма телеобъектива. Ну а сочетание всех характеристик определяет цену, а она может и «зашкаливать»…
Да и вес увеличивается катастрофически. Поэтому фирма производитель (Сanon) запустила линию облегченных объективов и фотоаппаратов, на сколько успешно… пока говорить рано, но в руках это держать приятно, и для полевиков это может быть решающим фактором. А еще появляются не зеркальные фотоаппараты со сменными объективами, таким же набором возможностей и большими матрицами – это тоже большой плюс.
Короче, прогресс остановить нельзя и учитывать тоже. Определившись с техникой, выходим в поле… и тут полет фантазии может быть не ограничен. В общем, все как у птицеловов, только суть не в том, чтобы поймать, а чтобы как можно ближе подойти. Однако существует несколько больше ограничений в работе: необходима повышенная емкость аккумуляторов или (и) запасные при длительных походах, а мороз и влажность страшны для сложной техники. Но даже если все это преодолеть и хорошенько подготовиться, то хороший кадр все равно может получиться только по воле случая.
И немного о самой съемке. Тут, наверное, все объяснить проще стрелкам: при фотографировании нужны те же навыки. Твердая стойка, плавный, без дерганий спуск затвора. Позиция при съемке без штатива, должна быть такой, чтобы предотвратить малейшее движение. Далее идут настройки самого фотоаппарата, тут много тонкостей, но система ТТЛ (замера экспозиции через объектив) позволяет работать интуитивно, выставляя соотношение светочуствительности матрицы (ISO) со скоростью затвора, в зависимости от установленной диафрагмы (чем цифра больше, тем больше резкость, и, как правило, установливается фиксировано). Лучше всего, чтобы скорость затвора (выдержка) была не менее цифрового значения фокусного расстояния объектива. Для объектива 300 устанавливаем выдержку на 350 или больше в зависимости от освещенности. Все это устанавливается вручную, так как автоматическая съемка не подходит, ее установки рассчитаны для съемки лица человека.
Есть и другой вариант съемки, когда используются автоматические возможности камеры. Все это обычно расписывается в руководстве к технике. Например, можно выставить фиксированные параметры чуствительности и диафрагмы, а выдержку будет выбират автомат, в зависимости от освещенности объекта. Или выставить такие параметры автофокуса, которые позволяют отслеживать движущийся объект сквозь ветки деревьев... Но это уже зависит от каждой конкретной модели.
Всю процедуру настройки камеры нужно производить заранее, еще до встречи с объектом опытным путем, либо с помощью профессиональных навыков. Хороший и быстрый автофокус приветствуется, он сокращает лишние движения камеры, приводящие к «смазыванию» кадра, и позволяет работать быстрее. Для исключения затруднений при съемке птицы в кустах, автофокус настраивается таким образом, чтобы его рабочая точка была одна и располагалась в центре кадра – "стрельба" с точным прицелом повышает меткость. Современные цифровые камеры позволяют многократно дублировать кадр при съемке, а не экономить пленку… Поэтому лучше купить флэшку большой емкости, чем потом жалеть об упущенном моменте. Вот, пожалуй, и все секреты, но очень кратко и это еще далеко до исскуства профессионалов...
условия перепечатки:
Перепечатка возможна с обязательной активной ссылкой на материал
Все приходит с опытом и хорошими учителями, но и от времени и желания многое зависит. Я, например, несколько лет посвятил занятию профессиональной видеосЪемкой. А фотографией, хоть и занимаюсь всю жизнь, но был и остаюсь любителем. Удачи, и конечно, это не все, но проще отвечать на вопросы.