О чем поют птицы
Все что связано с птицами, на мой взгляд, очень увлекательно и заключает в себе какую-нибудь тайну… Все, буквально все. Казалось бы, уже столько лет мы изучаем птиц, да так хорошо, что они считаются одними из самых хорошо изученных живых организмов, но… как только ты во что-нибудь углубляешься, как тебе снова преподносят сюрприз. И чего бы это ни касалось: систематики, распространения, экологии или этологии, в любой области исследования до сих пор остаются «белые пятна», обнаружение которых может перевернуть все наши предыдущие представления…
Однако, так не кажется в молодости, когда учишься в университете. С каждым днем на занятиях ты узнаешь столько нового, что создается впечатление хорошо изученной и стройной картины окружающего мира. И как в таком многообразии и объеме уже имеющихся данных можно обнаружить что-то новое? Но вдруг…- это бывает всегда неожиданно, ты понимаешь, что где-то еще есть «прорехи», что существуют такие вопросы, казалось бы, простые на первый взгляд, но на которые нет ответов. Даже обычные, всем хорошо знакомые виды и сохраняют от нашего понимания множество загадок.
Да вот, хотя бы взять самые, самые обычные… Ну… пожалуйста: снегирь, зяблик и зеленушка. Можно сказать, что в некоторых регионах этих птиц знают как «облупленных», но целостного представления о виде, широте его адаптаций, вариаций поведения и даже о географических распространении и изменчивости полных данных до сих пор не существует.
Давайте сегодня мы остановимся только … на звуковой сигнализации. Уже довольно приличное время охотятся за голосами всевозможных птах, не только специалисты, создавая обширные фонотеки, но и любители. Благо технический прогресс не стоит на месте, и не надо, как раньше таскаться по лесу с магнитофоном и здоровенным микрофоном в поисках удачных условий и объекта для записи. Сегодня можно использовать портативную технику, занимающую минимум места и почти невесомую. Несколько лет назад это бы назвали шпионской техникой, сегодня это обычный, но хорошего качества, цифровой диктофон. Но даже с появлением большого числа «охотников за голосами» многие, даже специалисты, все еще слабо себе представляют, что такое конфликтная песня и у каких видов она есть. А вот птицеловы, особенно те, что для ловли используют записи голосов птиц, наверняка что-то подобное слышали. У одних видов конфликтная песня мало отличается от обычной. В большинстве фонотек масса записей – это именно конфликтные песни.
Что же это такое и «с чем это едят»… Конфликтной песней называются те звуковые сигналы, которые воспроизводятся птицей (самцом) в возбужденном состоянии и в ответ на звуковое вторжение не его территорию. Обычно, в природе это происходит крайне редко и практически не используется птицами. Мало кто рискует вторгаться на чужую территорию, да еще с песней – основным сигналом, заявляющим претензии, точнее вполне конкретные права, на этот участок. Но что происходит, если поющему самцу дать послушать его же собственную песню? Именно так, как правило, получают наиболее качественные записи песен. Ведь после этого у самца «срывает крышу» и он может подлетать довольно близко к регистратору. Но было отмечено, что при этом обязательно меняется темп и тональность песни, иногда, последовательность колен частота их повторения или чередования. Как бы там ни было, но песня меняется и это что-то особенное, совсем другое.
Однако, если ты с магнитофоном и только, ну как с фотоаппаратом – «отщелкал» и ушел, то, пожалуй, ничего нового не произойдет… А что если продлить «мучения» разхорохорившегося «мужичка»? Я это обнаружил, когда мои цели несколько трансформировались: мне было мало записать голос птицы, а понадобилось еще и поймать ее …
Первым, кто выдал совершенно «непотребные» звуки в конфликтной песне, был зеленый конек. Но тогда мы всё списали на свои пробелы в знании голоса этой птицы. А вот когда, так «заголосил» зяблик… птица, у которой песня достаточно хорошо структуированная и мало изменчивая, мы были в шоке и сильно призадумались. Я «доводил» этого пернатого певца очень долго и с отчаянным упорством. Надо заметить – зяблик для Прибайкалья птица новая и мало кому знакомая, особенно еще лет 20 назад. Купить на рынке – об этом даже нельзя было мечтать, да и выменять у кого-нибудь – тоже. Мало того, все птицеловы не понимали о чем шла речь, и обсуждали урагусов, которых за сходство в окраске крыльев называли, да и до сих пор называют, зябликами. Можно представить мое состояние, когда я впервые встретил, такого отзывчивого певуна, хотя европейцам меня будет трудно понять…ну да, и не об этом речь. В общем, я так его «достал», что он уселся у меня над головой и «заголосил». В этих, довольно темпераментных звуках, которые можно услышать во второй части прилагаемой записи, мало что напоминало классическую песню самцов этого вида птиц.
Похожие конфликтные песни еще были встречены у синих соловьев, некоторых дроздов, славок и коньков. Тут еще не початый край работы, и я удивлен, что по сей день я ни от кого не слышал о подобных ситуациях. А еще существуют токовые песни и голоса спаривания, которые мы можем просто не слышать без спецтехники… Ну, а что зяблик? Я, конечно, еще немного его послушал, все записал и сделал так, чтобы он залетел в мою паутинку… Это был мой первый и обожаемый представитель данного вида птиц европейской фауны. Он долго жил в вольере с другими пернатыми и раздражал канареек своей песней, но это уже совсем другая история….
Изменение темпа песни и ее исполнения - явление довольно распространенное. Есть варианты с песен с двумя напевами. У зяблика в норме два варианта песни, размеренная и ускоренная. Но при этом ее состав (порядок колен) не меняется и исполняется она в полный голос. В сильно возбужденном состоянии птицы могут переходить на так называемую подпесню (в часности с конфликтным, а иногда с токовым поддекстом). Вот она уже исплняется гораздо тише. И я говорю именно о таком явлении. Про обыкновенного соловья мало, что могу сказать увы его записи не сохранились, но насколько помню он тоже издавал что-то не вразумительное - отличное от его стандартной песни. А вот синий соловей начинает так интересно "стрекотать" , используя совершенно не свойственные ему звуки, которые он вообще никогда не употребляет в песне.
Изменение темпа песни и частоты ее исполнения, так же может зависить от активности птицы и стадии размножения - наверняка утреннюю торопливую песню соловья не услышать, когда в гнезде уже птенцы. Но чаще птицы переходят на размеренную песню как только самка начинает плотно насиживать кладку.
PS. В записи зяблика на самом деле два варианта конфликтной песни: в самом начале (ускоренная) и после позывки (подпесня). А точто они примерно с одинаковой громкостью, то только потому, что первая была записана с приличного расстояния, а вторую зяблик пел прямо в микрофон.