Первый голос весны

Пришла весна на Великую Русскую равнину. Поредели облака, и под тёплыми лучами солнца дрогнула ледяная “кольчуга” полей, появились первые ”черные острова” открытой земли среди бескрайних “снежных морей”. Весь день весеннее солнце изо всех сил старается расширить границы этих “островов”, отвоевать ещё кусочек у белых просторов, поднимая в воздух клубы пара. Земля словно дышит, готовая вот-вот пробудиться от долгого зимнего сна. Этот пар поднимается всё выше, а на утро садиться на поля густым тёплым туманом. И вот в одно такое утро, ещё в предрассветных сумерках, донесётся, наконец, из непроглядной белой пелены знакомое с детства “чри-чрии-и”. Жаворонки прилетели! Первые появляются в средней полосе уже в начале марта, когда зачернеет в поле первая проталина. Но держаться они очень скрытно, не поют, и выдают своё присутствие лишь негромкими короткими позывками. В первые дни прилета только опытный глаз приметит их появление. Но пройдет несколько дней и начнется массовый пролёт, когда птицы будут лететь с песнями. И врятли найдется хоть один русский человек, который не слышал этого весеннего пения жаворонков. Ведь птицы летят не только над полями и лесами, не обходят они стороной и крупные города, продолжая петь над крышами высоток. А голос их обладает такой силой, такой чистотой и глубиной звуков, что перекрывает даже городской шум. Чудесные трели, переливы, раскаты перемеживаются с заимствованными у других птиц коленами, льются из небесного марева словно звонкий весенний ручеёк. И кажется мне, что нет другой такой птицы, другой песни, которая так подходила бы для весны, для пробуждения природы. Не даром полевой жаворонок наряду с певчим дроздом и восточным соловьём входит в тройку признанных мастеров среди певчих птиц, а некоторыми любителями ставится и на первое место.

Жаворонок – птица насекомоядная, склонная в осеннее-зимний период поедать и семена сорных растений. И казалось бы, что ему делать здесь, среди снегов, в начале марта, когда ещё не появились более зерноядные птицы. Но поля в это время только кажутся пустыми и голодными. Приглядитесь хорошенько к любой проталине, к оттаявшему подножию дерева или куста. Здесь кипит жизнь. Всевозможные насекомые, пауки, личинки копошатся в прошлогодней, жухлой траве и опавших листьях. Они то и становятся основной пищей прилетевших жаворонков, да и многих других птиц, следующих за ними. Подбирают они и уцелевшее от грызунов зерно, склёвывают молодую зелень. Даже небольшая проталина способна прокормить эту стойкую птицу.

Будучи столь выносливым в природе, полевой жаворонок оказывается не менее “крепкой” птицей и в домашних условиях. Он относится к тем немногим птицам, которых человек испокон веков содержал в клетках ради чудесных голосов. Звучное пение, нетребовательность к уходу в сочетании с милым “полевым” обликом сделали жаворонка желанным обитателем любого зооуголка любителя птиц. Но сейчас в неволе эти птицы встречаются всё реже. И отнють не оттого, что пропал интерес к ним. Дело в том, что ловля их сопряжена с рядом трудностей, и многие птицеловы попросту бросают это хлопотливое дело.

Весенняя охота за жаворонками на первых проталинах может длиться не более недели, начинаясь с появления первых открытых участков в полях и заканчиваясь, когда они станут слишком большими. В это время летящие над заснеженными полями птицы неминуем опускаются на небольшие, редкие пока клочки голой земли, чтобы отдохнуть и подкормиться. Тут их и можно накрыть тайником. Проталина может быть сделана и искусственно. Для этого на возвышенном месте в поле не далеко от какого-либо укрытия, оврага, кустов, или посадки, которое в последствии используется охотником во время ловли, расчищается до земли небольшой участок. Делается это так, чтобы его края не доходили до границ, покрываемых сетью, на полметра. В противном случае растущая по лучами тёплого солнца проталина быстро станет слишком широкой и неудобной для ловли. Придётся выжидать, пока бегающий по ней жаворонок не окажется в зоне действия снасти.

Тайник должен быть большим, не менее шести метров в длину и трёх - в ширину. Не сразу удается научиться ловко управляться с такой громоздкой снастью. “Крест” его должен быть как можно длиннее, чтобы верёвки проходили рядом с “клячами”. Следует позаботиться о надёжности крепления кольев под растяжки в мягкой влажной земле. Все элементы тайника, включая два-три метра верёвки, приводящей снасть в действие, около точка тщательно маскируются сухой травой. При этом следует избегать запутывания последней в сетке, что может на долю секунды затормозить срабатывание тайника, а этого порой бывает достаточно для того, чтобы проворная птица успела вылететь из под опускающегося купола сетки.

В центре и ближе к сложенной сети насыпается немного зерна. Так жаворонки дольше задерживаются на земле и появляется возможность выждать лучшую позицию для захлопывания снасти.

Настроенный тайник ещё раз проверяется, сам охотник укрывается в заранее подготовленном месте и начинаются томительные минуты, а порой и часы, ожидания…

Охота эта требует много терпения и не всегда бывает удачной, но всё же она предпочтительнее остальных. Так ловятся самые первые жаворонки, которые как правило оказываются лучшими певцами, так как впереди летят старые самцы. Позднее их ряды пополнят птицы прошлогодних выводков и самки.

Но умения птицелова, его знаний и навыков не всегда бывает достаточно, чтобы добыть птицу. Часто в ход охоты вмешивается погода. Случается, что всю первую неделю пролёта идут проливные дожди, или дует сильный ветер, а когда выдаются наконец погожие деньки ловля уже становиться бессмысленной. На эффективности охоты всегда плохо сказывается ранняя весна, когда к началу прилёта уже освобождаются от снега поля. При значительных пространствах открытой земли на успех рассчитывать трудно. И тут уже не обойтись без приманного жаворонка, а подбор и приручение такой птицы – это всегда трудоёмкий процесс. Дело в том, что обычные садки, которые используются при ловле большинства птиц, здесь оказываются непригодны: жаворонки разбивают в них головы за считанные минуты. Приходиться либо использовать специальные мягкие “барашки”, либо особым образом подвязывать птицу на току, “ставить на шпарок”. Второй способ предпочтительнее, но птица в этом случае не подаёт голоса и приходиться прибегать к использованию манка, имитирующего призывной крики жаворонка. Шпарок представляет собой своеобразное устройство, приводимое в действие человеком и заставляющее птицу в нужный момент взмахивать крыльями, что делает её заметной для пролетающих жаворонков.

Но случается и так, что сама природа создаёт самые лучшие условия для охоты. Поздняя “дружная” весна всегда благоприятна для ловли жаворонков. Сроки гонят птиц к местам гнездования, а холод и бескормица делают обычно осторожных жаворонков менее пугливыми.

О такой весне рассказал мне однажды один старый охотник-птицелов, когда мы с другом гостили у него во время массового пролёта жаворонков.

После того как мы с час довирались до деревни, где жил птицелов, на электричке ещё столько же пришлось прошагать по размытым вешними водами просёлочным дорогам , пока за поворотом не показался наконец его двор. Домик охотника – ветхая постройка с покосившимся рубленным крыльцом стоял на самом краю деревни, несколько особняком, отделяясь от остальных широченным огородом, на котором собственно ничего и не росло и походил он скорее на пустырь, чем на огород. Забора вокруг участка не было, не считая нескольких косо набитых сосновых жердей, отделяющих двор от проезжей дороги, и границы между широким двором и дикой природой были словно стёрты временем, размыты талыми водами, как будто и не было их здесь никогда. С севера к дому тёмной стеной подступал сосновый бор Иловайского лесничества, уходивший широкой полосой к реке, а по соседству с ним раскидывались бескрайние поля, ещё не полностью освободившиеся от снега. На том месте, где должна была быть калитка, путь на преграждала огромная лужа с мутной водой, вокруг которой деловито расхаживали хозяйские утки. Перебравшись через неё мы увидели самого охотника, сидящего на широком пне возле поленницы и внимательно всматривающегося в середину своего огорода-пустыря. Не дав нам подойти близко, он повернулся и тих “шикнул” на нас. Мы замерли и сразу заметили в его руке конец длинного шнура, уходящего к тому месту, куда так пристально смотрел охотник. Не прошло и десяти секунд как он резко рванул верёвку… В огороде среди бурьяна взметнулась вверх огромная сеть и в миг закрывшись снова исчезла. Позвав нас, хозяин направился к тайнику, перешагивая через звонкие ручьи, густой сетью пронизывающие весь огород. Под сеткой прыгали две пепельно-серые птички с коротенькими хвостами. Треть, точно такая же, сидела в мягком сетчатом садке на проволочном каркасе. Охотник бережно достал пойманных птиц, одну за другой посадил в полотняную кутейку и мы вместе направились к дому. Это были юлы, или лесные жаворонки, значительно менее осторожные птицы, чем полевой жаворонок. Их хозяин дома ловил прямо на огороде.

Не успели мы отойти от заправленной снасти и на пять метров, как приманная юла занялась звонким “Юль-юль-юлии”. За эти колена она и получила своё второе звукоподрожательное название.

Солнце было уже высоко, по лазурному небу не спеша ползли пушистые белые облака, а под ними наперебой распевали летящие с юга жаворонки. Под этот нескончаемый перезвон, льющийся из вышины охотник и поведал нам историю полувековой давности...

Продолжение рассказа А. Велеса "Первый голос весны" читайте на сайте "Охота за голосами" http://ohotagolos.ru

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)
Pyrrcin
Аватар пользователя Pyrrcin
Не в сети
Зарегистрирован: 21.02.2012

Спасибо за поэтическое настроение... В Сибири охота на жаворонков вряд ли бы вызвала такие чувства.... Первые жаворонки прилетают в Прибайкалье попозже - в середине марта, но немногие из них зимуют. Когда эти певуны появляются, да и в период массового прилета еще не редко идет снег, засыпая все первые проталины. И   до середины апреля насекомых на полях тоже не бывает. Как эта птица все это выдерживает - не понятно. Но пока весь снег не стает на охоту за жаворонками у нас никто не выходит, да и вообще это большая редкость. Но даже в апреле, хоть  и не под дождем, но на пронизывающе холодном ветру удовольствие это не из приятных.

Ваша оценка: Нет