Традиционно с удовольствием читаю рассказы Вадима. Ждём продолжения.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СОЛНЕЧНОЙ ЯКУТИИ.Часть 1

Самое удаленное место, где живут снегири, не считая Камчатки, это Якутия. Дороги почти нет, а лететь самолетом и не увидеть обширные пространства неизвестного мне края вблизи, было бы не вариантом... К тому же расстояния между интересующими меня местами оказались настолько большими, что я решил ехать на машине.
Выбрать время для путешествия было довольно трудно. С одной стороны, хотелось попасть в сезон размножения серого и обыкновенного снегирей, не застрять в ледовых заторах на реках с паромными переправами и успеть до комариного сезона. С другой - ехать в наиболее комфортных условиях: не в жару, но чтобы и ночи не были холодными, а еще, еще ... в общем, как всегда хотелось учесть все условия, но на деле всегда бывает не так как планируешь.
С маршрутом определиться было проще: ехать можно только по дорогам... особенно, когда расстояния измеряются сотнями километров. Доехать от Иркутска до Якутии можно двумя путями: по БАМу (по дороге вдоль железнодорожных путей) или по федеральной трассе Иркутск-Чита-Сковородино-Якутск-Магадан. Оба пути довольно сложные, и большую часть дороги нет асфальта... Что вместо него... не всегда можно угадать. Я знал только одно: до Магадана проехать можно, поэтому выбрал более "протоптанный" маршрут. По этой дороге я собирался доехать до гор (хотя бы до Верхоянского хребта), покататься там насколько позволит топливный бак, а потом вернуться до Якутска и проехать еще вдоль Вилюя.
Выезд, намеченный на начало июня, откладывался... Казалось, что уже сроки уходят, а 20 дней, отведенные на поездку, скоро совсем растают. Бытовые проблемы и страхи за машину (довольно старенькую) нарастали как снежный ком, и только волевое решение могло все это прекратить... И вот в ночь на воскресенье я решил что, если я сейчас не уеду, то вообще ничего не получится. Поэтому я взял собаку и, попрощавшись с родными, поехал по ночному городу. Погода сразу начала портиться и полил дождь.
К утру, проехав Улан-Удэ, я остановился на одном из перевалов. Уже довольно скоро меня разбудили голоса снегирей, раздававшиеся поблизости. На удивление это были два самца: серый и обыкновенный. Для соснового леса, стоящего посреди степей, это большая редкость и удача. День начинался просто замечательно, как и само путешествие. Солнце уже было высоко, поэтому позавтракав, мы двинулись дальше.
В машине сразу что-то задренчало... По дороге звук только усиливался, пока лопнувшая труба коллектора полностью не отвалилась, тогда рев стал практически невыносимым... Еще 300 км я провел в шуме и поисках работающего в воскресенье автосервиса. Лишь в Улетах (это уже почти в Чите) мне удалось дозвониться до слесаря, который согласился подъехать часа через 2... Ремонт на удивление оказался быстрым, а ужин в соседнем кафе довольно вкусным. Небо уже окрасилось в цвета заката и надо было воспользоваться темнотой, чтоб побыстрому проскочить город. Тем не менее, сгустившаяся темнота не давала разогнаться, несмотря на хороший асфальт и пустую трассу. Сон и усталость заставили свернуть с дороги и немного поспать.
Утром машина снова "заупрямилась"... и пришлось опять свернуть с дороги. Место было весьма интересным, а местные птицы журчали своими песнями со всех сторон. Их разнообразие просто поставило в тупик... за 40 минут на одном месте я насчитал 34 вида. Были и редкости - китайская зеленушка, конек Годлевского, удоды, осоед... Дальше по трассе: жара, сменяющиеся пейзажи, заправки, ночевка и длинные часы дороги, пока чуть не проскочил поворот на Якутский тракт - федеральная трасса "Лена".
Еще немного асфальта и дорога кончилась... начались ухабы, гравий и неукатанный скальник (особо твердые камни с острыми краями, которые формируются при дроблении более крупных фракций каменных россыпей) - дорогу только начинали строить... а еще оставалось только до Якутска почти 1200 км... Настроение улучшилось лишь, когда в Тынде появился асфальт. Более 70 км! Ну а дальше с попеременным успехом, но все терпимо. Постоянные дожди тоже скрасили дорогу - пыль прибило до минимума. Кроме того, частые перевалы с "серпантинами" и подъем все выше в горы разнообразили монотонность пути. Выше стал появляться кедровый стланик, а сосновые леса начали замещаться лиственничными. На удивление нет, нет да появлялись ели. Порадовал очередной водораздел Станового хребта, где еще властвовала весна: цвели ивы, листья на кустах только распускались и кругом местами лежал снег... именно здесь я пересек границу Якутии.
Дальше по дороге кедровый стланик уступил место болотам и низким кустикам, а редкие лиственницы стояли еще почти голые. По ручейкам появились чайки и крачки, а каждую лужу охранял серенький куличок. Даже несмотря на потрясающие пейзажи, после очередной ночевки настроения совсем не было, пока я не добрался до Нерюнгри: унылость и монотонность окружения вдруг начали разнообразить ели, сначала редкие по долинам рек, а дальше полностью замещающие лиственницу. Алданское нагорье поразило разнообразием растительности, наличием настоящего сибирского кедра, обильными ягодниками и даже такими теплолюбивыми растениями как настоящая ольха... Это, характерное для широколиственных лесов Европы дерево, не сохранилось после последнего похолодания климата даже на Байкале.
Ночь застала нас (меня и моего песика) на поляне с цветущей черемухой, поющими дроздами и всеми тремя видами соловьев... хотя обилие комаров не позволяло высовываться из машины на долго. Потрясающий аромат цветущих растений был настолько родным, что казалось будто бы я вернулся домой... Места вокруг выглядели полностью снегириными, но даже утром рядом пели одни чечевицы и юрки.
Дальше еще сюрпризы. Дорога оказалась не такой уж пустой... а даже с довольно оживленным движением. Здесь также нередко встречались придорожные кафе, шиномонтажки, а на заправках можно было купить бензин по картам сбербанка. Пустынная по карте местность была вполне обжитой и заселенной. Казалось, что ближе к Якутску все будет гораздо обустроенней, но последние 100 км дались с трудом, так как дорога активно строилась... и опять иркутянами.
После поворота на столицу республики, горная местность сменилась долинными пейзажами, очень походившими на бурятскую лесостепь со множеством водоемов. Дорогу часто пересекали скворцы, рябинники и грачи, которые уже во всю кормили птенцов. Покрытие трассы (все еще федеральной) стало более песчаным, с постоянными рытвинами, а на встречу стало еще больше попадаться УАЗиков, именуемых у нас "таблетками". Местные маршрутки на больших скоростях проносились мимо по зубодробильной "стиральной доске", каждый раз обдавая облаком едкой пыли...
Опять начало смеркаться и я задумался о ночлеге. Очередные 600 км по гравию уже давались с трудом, пока на пути не стали появляться ночные охотники. Гонки за бородатой неясытью, одной из самых крупных наших сов, немного привели меня в чувства, и я проехал еще километров 50, пока глаза не стали слипаться совсем. Свернув в небольшую рощицу я надеялся на спокойную ночь, но кровососущая мелочь решила все по своему...
Для большинства людей смена дня и ночи является чем-то обыденным и постоянным. Однако, чем севернее я продвигался, тем этот процесс становился все менее явным. В это время и так были одни из самых коротких ночей в году, но в Якутии это стало еще нагляднее. Сгущавшиеся сумерки так и не завершались темнотой, а багряный закат плавно переходил в нежно розовый рассвет. Поэтому, тарахтевшая весь день система солнечной батареи, и ночью справлялась с зарядкой телефона. На фоне сильной жары белые якутские ночи не приносили ожидаемой прохлады в долину Лены, и комариная братия, которой кишели заболоченные луга не упускала свой шанс при появлении случайных путников...
Пес все время ворочался и тяжело дышал, а с появлением раннего солнца в машине стало совершенно не выносимо. Духота и лезшие во все щели кровососы тоже не дали толком поспать, поэтому наскоро умывшись в соленой "лужице" (Арик там просто искупался) мы двинулись дальше в поисках прохлады. Ближе к обеду подул довольно сильный ветерок, не позволявший комарам и паутам скапливаться в больших количествах. Лишь под его защитой мы перевели дух, пообедали и пофотали местные достопримечательности.
Оказалось, что вдоль всей трассы (около 200-300 км) находятся объекты республиканского музея под открытым небом: старинные постройки, замысловатые могильники и скульптуры. По берегам многочисленных водоемов можно было встретить чибисов, чаек, крачек и небольших куликов. Где-то рядом курлыкали журавли..., но жара все равно не давала расслабиться и заставляла ехать дальше и быстрее.
Совершенно неожиданно дорога кончилась, упираясь в берег довольно широкой реки. Там стояло несколько паромов в ожидании заполнения машинами. Вода в Алдане оказалась довольно высокой, но до выхода из берегов оставалось еще несколько метров, поэтому заезжать на судно было удобнее. Очереди на переправу совсем не было: наоборот ждали когда паром заполнится. В томительном ожидании я фотографировал колонию ласточек-береговушек, а собака пряталась от жары и комаров в реке.
Переправившись на другой берег я первый раз отправился на поиски мастерской для починки колес, где выяснилось, что и дальше дорога не совсем пустынная, хотя сейчас кризис и машин совсем мало... Мне повезло, что было именно так, а то пришлось бы глотать пыль вместо разглядывания окрестностей. Я скорректировал маршрут и решил проехать гораздо дальше, чем планировал заранее. Оставалось км 70 до последней заправки и еще 200 с лишним до водораздела - самого высокого места на трассе. "Поддав газу" я двинулся к горам за спасительной прохладой.
Проехав несколько километров, я уже не сомневался, что облегчение будет: река Куланда, пересекавшая дорогу заставила остановиться и поплескаться в прозрачной и ледяной воде. Арик больше всего обрадовался метровому льду, лежащему по берегам этой речушки, поэтому в дальнейшем он искал любой возможности поваляться в снегу. На заправке я выяснил, что если проехать еще немного дальше, то можно будет поужинать в придорожном кафе, расположенном на краю заказника. Его хозяин находится там круглосуточно и обязательно накормит даже позднего путника.
Так и оказалось, а за бесконечными байками пролетело довольно много времени и было совсем поздно, когда я собрался дальше. Уже давно начавшийся рассвет все еще радовал своими красками, а с 500-го км от Якутска, где находилось заведение общепита, открывался замечательный вид на самую южную часть Верхоянского хребта, которую нужно было обогнуть, чтобы ехать дальше и устроиться на ночлег. С трудом попрощавшись с хозяином, подуставшим от одиночества в ожидании выходных, когда приедет замена, мы двинулись дальше в горы, чтобы наконец-то выспаться в дали от кровососов.
- Блог пользователя - Pyrrcin
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Вадим,огромное спасибо за рассказ.Прочитал на одном дыхании.Фото супер.Где ещё увидим такое!Согласен с Сергеем.Будем ждать продолжения.Удачи тебе!
Спасибо, Вадим за то, что поделились своими впечатлениями об Якутии. У меня вопрос, на Ваш взгляд, не будет ли слишком рискованно, проехать по таким же дорогом на моноприводе и с 16-18см дорожного просвета? Пузотерки, встречались на пути?
Спасибо, рассказ произвел очень хорошее впечатление, словно с вами побывал в этой поездке.
Привет! В принципе там шарахаются все подряд. Проблема в сменных колесах: я на свою не смог найти. А так на Колымской трассе меня обгоняли дамочки на фите и ехали они в Магадан... Дорога в общем проезжая, только на участке Якутск-Хандыга дорога не совсем гравийная, я песчаная с грязевыми участками, но движение довольно интенсивное, много УАЗиков и если что вытащат. Другое препятсвие - строящиеся участки, но потихоньку вроде все проскакивают, но тут больше запаски нужны- все отсыпано острым скальником - после дробления коренной проды. И конечно, только летом и не в дожди :) А на паром фита вроде спокойно закорячили.