Большое спасибо за рассказ и фото!Прочитал на одном дыхании!
СОЛНЕЧНАЯ ЯКУТИЯ. Часть 2.

Утро встретило нас моросящим дождем, но как оказалось это лишь небольшая тучка, которая повисла над горами. В течение всего дня ее «подружки» постоянно маячили где-то на горизонте, позволяя любоваться игрой света, пробивающегося в промежутки между ними.
Дорога стала совсем узкой и зажатой между кустов, но как оказалось ненадолго. Ближе к очередному перевалу появились отбойники и дорожные знаки: трасса активно обустраивалась, а строительные работы только радовали своим размахом. Пустынные пейзажи с однообразными лиственничниками, горными тундрами и метровым льдом по берегам рек, вдруг удивили высокими тополями, ельниками и другой разнообразной растительностью, которая больше свойственна Южной Сибири, чем северным горам.
Среди каменных россыпей пробивались заросли голубики и рододендронов, а на покрытых разнообразными лишайниками горных склонах росли папоротники и крыжовник. Такой райский уголок заметили и до меня, поэтому множество табличек прикрепленных вдоль трассы настоятельно советовало не сворачивать с пути и грозило солидным штрафом за нарушение охранного режима природного резервата республиканского значения. А когда перед машиной вдруг пролетел черный рябчик – краснокнижная дикуша – то и я убедился в необходимости принятых мер к сохранению этой удивительной природы.
Заказник Сунтар-Хаята, названный так по имени горного хребта, располагается вдоль трассы на западном макросклоне этой горной системы, от ее подножия до водораздела. Дорога здесь довольно пустынная, местами совсем разбитая с нависающими скалами, серпантином, большими лужами и ручьями текущими наперерез.
Местные называют этот участок «Заячьей петлей» и считают самым опасным. Чуть дальше, вместо ручья текла уже настоящая горная река, но тут на всякий случай дежурил тягач. Видимо из-за дождей в горах машин стало еще меньше, а шли только наливные с более высокой проходимостью – так тут называют бензовозы.Если вначале дороги передо мной еще долго маячила машина лесной охраны, то теперь мелкие машины попадались совсем редко.
Ближе к водоразделу деревья стали совсем редкими, зато разнообразие лишайников просто поражало, особенно кустовых тех, что растут как ягель или мхи, создающих основное покрытие почвы в тундре. Про накипных (сплошником покрывающих разные поверхности) я вообще молчу: их везде много, но именно они приносят разнообразие красок в однообразные северные пейзажи, раскрашивая камни в яркие, красные тона.
Птичек тут оказалось немного и без всяких сюрпризов: синехвостки, дрозды, юрки, чечевицы и пеночки. Лишь один голос я так и не смог разобрать, так как птица скрывалась где-то далеко в камнях. Думал, остановлюсь на обратном пути, но потом так и не обнаружил это место…
Проехав, границу Оймяконского района, проходившую примерно по водоразделу около метеостанции, я все искал километровый столбик с красивым номером, чтоб развернуться. Однако, начавшиеся работы по строительству трассы, испортили мне все планы – все отметки километража были снесены, и я ни с чем повернул назад, маневрируя между строительной техникой…
Проделав такое дальнее путешествие, не доехав совсем немного до полюса холода, я наконец-то смог вполне наглядно представлять, в каких условиях живут птицы в Якутии. Ехать обратно было гораздо проще, по уже знакомой дороге, а желание вернуться в поселок до сумерек (темнотой это не назовешь) только заставляло постоянно и сильней нажимать на газ. Только удивительно красивые пейзажи «просили» их сфотографировать, и поэтому приходилось пользоваться и тормозом, который все чаще навеивал удручающие мысли…
Ночевать мы устроились недалеко от Хандыги… и опять с драным колесом, поэтому с утра, после праздника и в субботу, мне пришлось долго ждать уже знакомого мастера у шиномонтажки. Посмотрев на колесо, он вынес не утешительный вердикт, но все же как-то заделал длинный порез… Пока шла работа, я успел прокатиться по поселку и поснимать воронков. Множество этих ласточек как раз строили свои гнезда, для чего они собирали грязь в единственной в округе луже.
30 километров до парома пронеслись в облаке полном пыли, а дальнейшая погрузка была довольно скорой и успешной. На другой стороне я подождал, пока разъедутся попутчики и снова поехал по пыльной дороге. Уже к вечеру я был на следующей переправе, но уже в Якутск.
Здесь все происходило по расписанию, поэтому установка машин была упорядоченной и быстрой. Сама река и паром оказались значительно больше, а плавание заняло почти часа полтора, и походило скорее на морскую прогулку, чем на паромную переправу. Рядом проплывали довольно солидные «круизные лайнеры», свидетельствующие о том, что цивилизация уже где-то рядом.
Якутск встретил нас довольно узкими улочками и широкими проспектами в центре и при выезде из города. Пробок избежать не удалось, но как оказалось – это бывает лишь в экстренных ситуациях. На другой стороне города, несмотря на поздний час меня уже поджидали, чтобы устроить на ночлег. Да еще с угощением – 2-мя хвостами якутского омуля. Поэтому вечером я сам себя не узнавал, самостоятельно готовя этот деликатес. Разместили меня на стационаре академического института, километрах в 20 от города там, где работают экологи и изучают биологию кукши. Комаров здесь было предостаточно, но средств по их отпугиванию тоже хватало.
Утром, плотно позавтракав, мы поторопились сбежать от кровососов, и начали искать обратную дорогу в лесу. Николай Иванович Гермогенов, заведующий лабораторией орнитологии того же института ждал меня около 9-10 часов утра у себя на даче. Там, где все-таки были снегири, которых я так и не встретил за всю дорогу. Здесь они все лето регулярно прилетают на кормушку.
Мимолетное вечернее знакомство продолжилось в более спокойной и доброжелательной обстановке так, что уже на следующий день мы собрались писать совместную статью о снегирях в Якутии… Николай Иванович, оказался почти единственным специалистом в регионе, которого больше интересовали мелкие птички, чем крупные и краснокнижные. Поэтому от нашего общения мы оба были в восторге, а так как в округе встречались не только снегири, но и другая интересная мелочь, то работы хватало нам обоим.
Не повезло только Арику, которому приходилось большую часть времени проводить в машине, так как на даче проживало и без него множество собак… Зато его «звездный час» был в Якутске, когда он сопровождал нас в учете гнезд снегирей, живущих на центральных улицах города. Прохожие толпились вокруг него, и даже машины останавливались, чтобы узнать, что это за порода.
В общем, несколько дней в городе были насыщенны встречами, знакомствами и удачными фотографиями, в которые всегда вклинивался мой спутник со своей популярностью. Даже поездка в местный зоопарк и знакомство с руководством закончилось долгим прощанием около машины и фотографированием вместе песиком. Это было ему наградой после 2-х часового ожидания моего возвращения, на многолюдной парковке сидя в машине, которую я не только забыл закрыть… но и ключи от нее все это время торчали в замке.
Такое отношение не прошло бесследно, машина просто упрямилась ездить. Тормоза начали все чаще клинить, да так, что пришлось искать автосервис. Там выяснилось много интересного. Оказывается, колеса у меня разбивались, потому что открутилась одна из стоек, а вот с тормозами пришлось повозиться. Тем не менее, после этого поведение автомобиля улучшилось, но день проведенный в сервисе позволил лишь отправиться в обратную дорогу, а не продолжать поездку по Вилюю.
Километров 300 пути прошло без приключений. С утра, попрощавшись с моими новыми друзьями и еще раз удачно поснимав снегирей, под телефонным контролем Николая Ивановича я и быстро добрался до парома. Переправившись на другой берег, без лишних попутчиков мы поехали по трассе. Но, довольно скоро, «еле живое» колесо почти развалилось. Доехав до шинки, мне его собрали, как могли… но без всяких гарантий. Теперь оставалась одна задача: чтобы вернуться домой нужно было найти новые колеса и проехать еще 3 тысячи километров.
Точнее задач оказалось – три: найти, купить и доехать… Если со второй проблем не возникло, имея карту сбербанка, третья, после выполнения первых дух – лишь дело техники, то с поиском колес возникли трудности… После ночевки на моем, уже любимом, месте с соловьями на реке Якокит и утренней фотосессии, к открытию магазинов я уже был в Алдане, но на мои диски резины не нашлось. Я объехал все магазины, перепробовал кучу вариантов, пока на всякий случай не остановился у очередной шиномонтажки. Там, мне только посочувствовали, но тоже помочь не смогли. Хотя один из работников все же позвонил знакомым. Оказалось, у одного мужика вроде есть такие колеса, но он сможет их продать только после 5 вечера…
Выбора не было – пришлось ждать. Чтобы не терять время попусту, я объездил окрестные горы, добивая колеса на скальнике и таежном бездорожье. Однако, вечерняя попытка найти колеса опять была тщетной. Шины оказались шире дисков. И опять выбирать не приходилось – следующий город Нерюнгри, и колеса можно было найти только там или уже негде.
На следующий день, переночевав уже где-то в кустах в самом городе, я начал поиски с рынка, потом по оптовым базам, но опять без успеха. Уже отчаявшись что-либо сделать, я вспомнил, что при въезде в город ночью, видел еще одну табличку с магическим словом «шины». Там мою проблему все-таки решили, но более кардинальным образом: колеса поменяли вместе с дисками. Таким образом, у меня получилось 2 запасных колеса и диск. Их я взгромоздил на крышу и довольный поехал дальше…
Однако, вес этого груза оказался не по силам моему багажнику, особенно на грунтовке, и через какое-то время на крыше что-то забренчало. Остановившись и увидев, что спасти ситуацию уже нечем, я прикрепил упаковочными резинками багажник, а колеса перекочевали в салон… Две ночи и всю оставшуюся дорогу Арику пришлось сидеть и спать на колесе, временами прижимаясь к клетке со снегирем, который все еще разнообразил обстановку своими песнями, либо перебираться на мягкое кресло, занимаемое ночью мной, и, без оглядки на уставшего водителя, храпеть большую часть дороги.
Дальше все было в норме, кроме одной вынужденной остановки. На границе Забайкалья и Амурской области есть большие перерывы между заправками, до 200 км, поэтому перед большим переходом надо было заправиться. Для этого я выбрал довольно цивильную заправку, но там отключили свет, и пришлось ждать его появления. Птичье разнообразие, голосившее вокруг, довольно порадовало и скрасило это томительное ожидание. Чижи, чечевицы, ласточки, коньки, трясогузки и вертишейка стали объектами для съемки, за которыми еще надо было побегать, чтобы хоть что-то получилось.
Когда мы доехали до степного Забайкалья, началось что-то страшное: от солнца было лишь одно спасение - быстрая езда, но чтобы совсем не «обуглиться» приходилось закрывать водительское окно. От этого мне легче не становилось, но Арику нравилось больше: весь поток был направлен на него.
Ночь не принесла ожидаемой прохлады, а днем, по словам местных, температура поднималась выше 40. Около Читы я еле вытащил собаку из водохранилища, где плескалась половина города в довольно мутной и почти горячей воде. Чтобы скорей доехать домой, я «поддал газу» и понесся к байкальской прохладе. Таких «умных» оказалось довольно много, и в дорожной очереди из раскаленных машин, скопившихся около озера, стало еще хуже. Совсем не выносимо было находиться в машине, когда движение практически остановилось из-за обилия машин на участке дороги перед домом длинной более сотни километров.
Если я как-то спасался водой, то Арик быстро высыхал после очередного купания, а в таком потоке было даже негде остановиться, чтоб снова окунуться… Когда мы уже подъезжали к дому, мой спутник уже начал требовать остановки, грустно провожая каждый ручеек, проползавший мимо. Свернув с основной трассы перед душным городом, пришлось остановиться на давно знакомом месте, на берегу озерца, уже довольно близко к многоэтажкам. Пес нервно выпрыгнул в окно, не дожидаясь, когда я открою дверь, бросился в воду и… поплыл. Нарезая круги в стоячей воде, он жадно пил, пока не устал и не вернулся к берегу. Первый и, возможно, последний раз я видел, как моя собака плавает.
Иркутск-Якутск-Иркутск, 2015.
- Блог пользователя - Pyrrcin
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Очень люблю фото-рассказы Вадима. Это просто чудо!
Добрый день Вадим! Очень понравился Ваш рассказ про путешествие в Якутию. Прочитал и просмотрел фотографии не отрываясь, как говорят, на одном дыхании. Как будто сам там побывал. Спасибо Вам огромное! А снегири и правда супер!
Сушеный мокричник - как дополнительный...
Канарейка лондон фэнси: миф или реальн...
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СНЕГИРИ
Канарейка лондон фэнси: миф или реальн...
Не всякая белая птица – альбинос